Одна из самых болезненных и трудных для понимания тем. Почему? Да потому, что
чувство собственной важности является, по сути, фоном, на котором
разворачивается вся наша жизнь. Чувство собственной важности настолько прочно и
глубоко вошло в наши чувства и мысли, что воспринимается как само собой
разумеющееся, как неотъемлемая часть нас самих. Именно по этому выслеживать
чувство собственной важности трудно, еще труднее избавляться от него. В данной
статье рассматриваются способы выслеживания чувства собственной важности,
способам избавления от него посвящена отдельная статья.
К настоящему моменту мне известны 5 вполне рабочих (опробованных) практик,
позволяющих выслеживать чувство собственной важности (ЧСВ).
В этой статье я опишу 4, пятая - "Зеркало" - уже
описана. Практики нестандартных поступков типа:
"Соска", "Прогулка с ботинком" и т.д. здесь не рассматриваются. Отчасти потому,
что они уже описаны, отчасти потому, что не являются в прямом смысле практиками
выслеживания, а являются, скорее, практиками провоцирования ЧСВ. Практики
нестандартных поступков - это способы моделирования трудных для себя условий, в
которых легко и отчетливо проявляется ЧСВ, по сути - это способы использования
одной из составляющих сталкинга - социального взаимодействия. К подобным
провоцирующим практикам, несомненно, относится и практика использования мелочных
тиранов.
Здесь же пойдет речь именно о практиках самовыслеживания, так называемых
внутренних практиках, использование которых предполагает наличие хоть какого-то
свободного осознания и элементарного опыта самовыслеживания.
Все ниже описанные практики - это результат моего опыта, а точнее, попытка
его формализовать и систематизировать. Говоря проще - это слова описывающие, то,
что я делал, и то, что мне помогало выслеживать ЧСВ. Короче, это действительно
работает :).
К настоящему времени у меня нет для этих практик названий, поэтому просто
буду обозначать их номерами 1, 2, 3 и 4.
Итак, приступим к рассмотрению практик выслеживания ЧСВ.
Практика 1.
1. В каких ситуациях проявилось ЧСВ?
2. Как проявилось?
Смысл практики в том, чтобы почаще задавать себе эти вопросы и отвечать на
них. Вот и все. Это действительно очень простая практика.
Обратите внимание, до сих пор так и не было упомянуто, что же такое чувство
собственной важности? Каким образом можно выслеживать неизвестно что? На самом
деле одной из важнейших целей практик выслеживания ЧСВ как раз и является его
изучение. Ответ на вопрос, что такое ЧСВ, появляется в процессе его
выслеживания. И появляется не сразу и не вдруг, а скорее, все глубже и глубже
постигается (в соответствии с развитием осознания и опыта самовыслеживания).
Это важный момент, необходимо не только отслеживать ЧСВ, но и изучать его.
Естественно, это предполагает и творчество, и исследование. Если вам все эти
исследования не очень интересны, тогда лучше забудьте о пути воина. Это
относится не только к выслеживанию ЧСВ, это относится ко всему пути.
Почему? Объяснение этому очень простое, в процессе пути воина добывается
внутреннее знание, которое никаким другим способом, кроме как непрерывным и
тщательным изучения себя самого, не добыть. В лучшем случае можно сориентировать
внимание (текстом или устным комментарием) на том месте, "где нужно копать", но
"копать и искать" все равно придется самому.
На самом деле ситуация не настолько сложна, как кажется на первый взгляд,
примерное представление о том, что такое ЧСВ, дается в книгах Кастанеды.
Например: "…ты настолько важен, что считаешь себя вправе раздражаться по любому
поводу..." или "ты каждый раз чувствуешь себя обязанным объяснить свои поступки,
как будто ты - единственный на земле, кто живет неправильно" (Карлос Кастанеда
"Путешествие в Икстлан"). Комментарии дона Хуана, разъясняющие некоторые аспекты
чувства собственной важности, совершенно конкретны и недвусмысленны.
Если собрать все цитаты из книг Кастанеды относительно ЧСВ, то материала для
осмысления и практических шагов будет более чем достаточно. Так что отправная
точка есть, все что необходимо - это углублять и конкретизировать понимание ЧСВ,
и самое главное - делать все это через призму собственного опыта, добывать то
самое внутреннее знание.
Через несколько лет подобного выслеживания (т.е. применения практики №1), я
выявил за собой несколько довольно характерных проявлений ЧСВ. Сейчас,
оглядываясь назад, не могу назвать подобное представление о ЧСВ абсолютно точным
и адекватным, но тогда для меня это был шаг вперед, и мне это действительно
помогло.
Читая описание (приведенное в том виде, в котором оно появилось в свое
время), делайте поправку на время и свой опыт. Возможно, у вас будут какие-то
свои проявления ЧСВ.
Наиболее типичные проявления чувства собственной
важности
Подробнее:
1) "Синдром гуру"
Поучения, идиотское желание учить других и наставлять на "путь истинный".
Еще такой вариант - "да я это знаю лучше тебя". Проявляется в иронии (чуть
ироничная и снисходительная улыбка), желании перебить собеседника, когда он
говорит что-то известное тебе.
2) Споры
Отстаивание своей точки зрения, доказывания. Также любые внутренние диалоги с
воображаемыми оппонентами, споры, доказывания своей точки зрения. Моделирование
в голове разных конфликтных ситуаций.
Причина спора - попытка защитить себя, защитить свой образ, свою точку
зрения. Попытка защиты - это неуверенность в себе.
3) Оправдания
И объяснения в качестве оправданий. Оправдания вызваны желанием выглядеть
лучше. Оправдания - это форма защиты. Оправдывающийся человек защищает свой
"светлый образ", "доброе имя" и т.д.
Часто оправдания - боязнь обидеть человека, чувство вины за содеянное,
боязнь, что тебя неправильно поняли.
Типичный шаблон оправдания: "Ты плохой" - оправдание. "Ты плохой" - человек
воспринимает в отношении самого себя после:
1) своих же слов, действий;
2) чужих фраз и поступков по отношению к себе (человеку что-то
говорят, а он воспринимает, интерпретирует это как обвинение).
Человек начинает оправдываться только поcле того, как он сам себя обвинил, не
раньше. Никто никого никогда не обижает и не обвиняет, человек обижается сам и
обвиняет себя сам. Он выбирает обижаться и обвинять себя. Можно причинить
физическую боль, но нельзя обидеть или обвинить человека, если он сам того не
выбирает.
4) "Обратите на меня
внимание"
Желание получить порцию внимания и признания со стороны окружающих.
Перетягивание внимания на себя, желание быть в центре. Выражается в попытках
сказать что-то "веское", "умное", "смешное". Покрасоваться перед людьми.
Показать свою новую одежду, какую-то вещь, блеснуть остроумием, рассказать о
событиях своей жизни (в целях привлечения внимания - "а знаете, я тут
недавно…").
Синонимы - "рисовка", "дешевые понты". Более благозвучные названия -
самопрезентация, самореклама. "Ну, вот я пришел, самый лучший, самый достойный,
любите меня". Особенно характерно проявляется в момент встречи людей. По тому,
кто как ведет себя в незнакомой компании, можно легко определить - это ЧСВ.
Нюанс: есть и осознанная самореклама, целью которой являются ресурсы
(например - расположение, интерес "нужных людей") - это стратегия, а есть
"дешевые понты" - это уже ЧСВ.
5) Стеснительность
По симптомам прямо противоположна "обратите на меня внимание". Возникает от
неуверенности в себе. Очень часто сочетается с "обратите на меня внимание", в
одних конкретных случаях может проявиться один вид ЧСВ, в других прямо
противоположный. Хорошо помогают избавиться от этого проявления ЧСВ разные
нестандартные поступки (пройти с соской в метро, по улице, пройти с ботинком,
привязанным за веревку, и т.д.).
6) Раздражение, гнев, ярость
Раздражение, когда получается не так, как ты хочешь. Когда тебе кто-то
мешает: говорить (перебивают), делать (отвлекают), быстро идти, впереди тебя
кто-то плетется, а ты не можешь обогнать и др.
Раздражение, когда собеседник говорит что-то не совпадающее с твоим мнением
по некоторому вопросу.
7) Мстительность
Подавляющая часть критики, подколок, запретов, отказов обусловлена банальной
мстительностью. "Ах, ты мне так, тогда я тебе так" - "ответить ударом на
удар".
Как правило, мстительность проявится через некоторое время, далеко не всегда
очевидны причина и следствие. Что-то где-то оседает, остается в глубине, а потом
всплывает и "вот тебе, на, получи...". Кто-то меня зацепил, я стерпел обиду,
выждал, а потом отомстил.
Большая часть всех мстюлек идет на бессознательном уровне, не так что: "ах,
зараза, вот ты меня тогда обидел, а я тебя сейчас…", на уровне головы это вообще
может не проявиться. Просто "вдруг" возникает какое-то желание "ударить"
человека, ударить морально, поставить на место, доказать, что он не прав в
чем-то, или просто подколоть.
Очень часто это желание прячется за вполне благородными целями: "восстановить
справедливость", "отстоять правоту", "наставить на путь истинный".
8) Ложная скромность
Выражается в неспособности принятия комплиментов. "Да нет, ну что вы…".
Желание показать себя еще лучше за счет игры в скромного человека или просто
шаблон (в детстве научили так отвечать).
9) Заискивание, раболепство
Например, в отношении с начальством. Ощущение себя маленьким, незначительным
по сравнению с большим и могущественным человеком. Причина этого проявления -
страх. Страх получить наказание, потерять работу и т.д. Страх не получить
что-то, например, не получить расположение "важного человека".
10) Поиск "недостатков" и
"ошибок" других людей
Излишнее внимание к недостаткам других. Болезненная реакция на глупость и
идиотизм окружающих - "Вот идиоты, придурки" и т.д.
Гневные проповеди и осуждение. По смыслу эти проповеди сводятся к "Вы все
делаете не правильно, а я знаю, как надо правильно". Потом имеющие начальный
опыт борьбы с ЧСВ обычно добавляют: "Хотя кто я такой, чтобы судить других". Или
так: "Вы, конечно, все придурки, но мне это безразлично".
Вместо того чтобы работать над собой, идет напрасная трата внимания и времени
на чужую глупость.
"...Не имеет значения, что кто-либо говорит или делает... Ты сам должен быть
безупречным человеком... ... Нам требуется все наше время и вся наша энергия,
чтобы победить идиотизм в себе. Это и есть то, что имеет значение. Остальное не
имеет никакой важности..."
11) Реакция на
"плохой/хороший"
Реакция на "плохой" - раздражение, обида, оправдания.
"Плохой" может восприниматься после фраз, имеющих смысл: "Ты не знаешь, ты не
умеешь, ты не можешь, ты не понимаешь". "Полный придурок". Точно такие слова и
фразы, как правило, не говорят, обычно это замаскированные сообщения,
уведомляющие о некомпетентности, отсутствии необходимого навыка, знаний,
способностей к мышлению. Как правило, смысл таких фраз сводится не столько к
желанию кого-то обидеть или оскорбить, сколько к желанию показать свое
превосходство над другим.
Реакция на "хороший" - удовольствие, осознание своей значимости, чувство
благодарности к тому, кто хвалит. По смыслу фразы прямо противоположны выше
приведенным: "Ты умеешь, ты знаешь, ты можешь, ты умный, ты красивый, у тебя
такие-то положительные качества". Опять же, все это не обязательно подается
прямым текстом, иногда комплименты очень изящные и нетривиальные, осознание
которых может потребовать очень много внимания. А на подсознательном уровне
такие комплименты работают совершенно четко и эффективно. Во-первых - это
повышение своей значимости, во-вторых - появление чувства благодарности к тому,
кто комплимент сообщает, и желание сделать человеку что-то приятное.
12) Героизм
Очень забавное проявление ЧСВ. Осознается, как правило, уже годы спустя
"титанических усилий", "одинокой безмолвной битвы" и подобного им идиотизма.
Образ героя в своем лице - это ощущение борьбы с внешним миром, с условиями
своей жизни, с людьми, с их "тупостью", "заблуждениями" и т.д. Это образ
страдальца, мученика в борьбе за светлую идею.
Борьба воина - это борьба со своим идиотизмом. Вызов воину - это собственная
глупость и идиотизм, только с ними нужно бороться. Такая борьба естественна,
ничего запредельного здесь нет, и никакого героизма не нужно. Нужна воля,
намерение, терпение и ежедневный упорный труд. Воля должна течь спокойно, без
рывков и надрывов. Каждодневное преодоление своей глупости развивает волю
наиболее благоприятным образом. Героизм в виде "титанических усилий" и попыток
прорыва в "светлое завтра" - это следствие глупости, идиотизма и неграмотно
организованной практики.
13) Сомнение, озабоченность, страх
Проявляется в виде тревоги, нетерпения. Некоторые виды озабоченности: своей
судьбой и социальным статусом, наличием или отсутствием каких-либо вещей, делом
("Получится ли? Успею ли?"), внешностью ("А хорошо ли я выгляжу?"), отношением к
себе людей ("Меня никто не любит", "Я никому не нужен", "Как-то он на меня косо
посмотрел", "Интересно, я понравился ей, понравилась ему?") и т.д.
Более легкая форма озабоченности - ожидания. Часто проявляется в виде
ожиданий одобрения, похвалы, согласия с твоим мнением.
Варианты с ожиданием каких-либо грядущих событий, перемен ("Вот устроюсь на
новую работу и все будет замечательно", "Закончу учиться, и будет совершенно
новая жизнь").
Еще очень характерное проявление ЧСВ: "ожидание оценки" - ждать реакцию на
свои поступки, слова. Ожидание и поиск признания со стороны окружающих. Легко
заметить это на форуме, после написания своего поста, возникает ожидание
оценки.
14) Сожаление, самобичевание
Я не успел, я опоздал, я не сделал. Кажется, я сказал, сделал что-то не то, а
вдруг я кого-то обидел. И в мазохистских переживаниях по поводу своего ЧСВ
тоже.
Очень характерно сожаление проявляется в случае - "я обидел человека". Потом
идет "я плохой".
15) Самолюбование
Фантазии, грезы и воспоминания о себе любимом на темы: великий учитель всех
времен и народов ("синдром гуру"), герой, великий боец и победитель, гений,
просто гений, вариант - "скромный" гений :).
Вариант самолюбования: "Взгляд глазами другого человека" (думаешь, что он
думает, представляешь, как выглядишь в глазах другого человека). Как правило,
взгляд этот полон уважения, восхищения и т.д.
16) "Кто всех круче?"
Проявляется в двух наиболее очевидных формах: соревнования ("я лучший", "я
самый первый", "мы их сделали") и извращенные соревнования - "кому из нас было
трудней?" ("… да это ерунда, вот я …, вот мне тогда …").
Практика №1 естественным образом приводит к ответу, что же такое ЧСВ? Немного
поразмыслив, я пришел к выводу, что ЧСВ можно рассматривать через такие
составляющие как 1) эмоциональные ловушки; 2) стереотипы восприятия и поведения 3) принципы и закономерности работы внимания. Собственно, именно
это понимание привело к появлению практики №2.
Практика 2.
1. В какую эмоциональную ловушку я попал?
2. Какой стереотип сработал?
3. В какой ситуации это произошло?
Опять же смысл практики в отслеживании и регистрировании этих 3-х моментов.
Полезна также письменная фиксация результатов выслеживания, естественно, при
наличии времени и возможности это сделать. По крайней мере, такая возможность
всегда появляется в конце дня, когда мы обычно возвращаемся домой.
Тоже достаточно простая практика выслеживания ЧСВ. С тем лишь дополнением,
что она предполагает наличие некоторых "полочек", по которым раскладывается ЧСВ.
По мере изучения своих "любимых" эмоциональных ловушек и стереотипов, практика
выслеживания ЧСВ приобретает более осмысленный и результативный характер. Знание
эмоциональных ловушек и стереотипов позволяет через некоторое время отслеживать
сам момент их зарождения и уничтожать их, пока они еще не набрали силу, т.е.
"пресекать на корню", "вытаскивать хворост из-под котла" (стратагема 19).
Принципы и закономерности работы внимания здесь не предлагаются к
выслеживанию, по одной простой причине - чтобы не усложнять практику. Того, что
написано, вполне достаточно, если учесть, что выслеживание происходит в реальном
режиме времени - "здесь и сейчас", и, как правило, речь идет о долях секунды
реагирования на появление ЧСВ. Хотя, конечно, никто не мешает использовать эту
практику в режиме "там и потом", спокойно перепросматривая события дня.
Подробнее узнать об эмоциональных ловушках и стереотипах восприятия и реагирования можно в соответствующих статьях. Нужно лишь отметить, что в
рамках этой практики особенный интерес представляют те стереотипы, которые прямо
и непосредственно приводят к попаданию в эмоциональные ловушки. Еще раз обращаю
внимание на то, что собирать и изучать стереотипы и эмоциональные ловушки нужно,
прежде всего, свои - индивидуальные.
Практика 3.
1. Установки
2. Реакция
3. Ожидание
4. Устремление
5. Отношение, оценка
Выслеживание чувства собственной важности происходит по пяти
вышеперечисленным областям.
Эта практика появилась, как естественное желание понять и разобраться глубже,
что же такое чувство собственной важности.
При всей полезности и простоте практики №2, определенно, есть проявления ЧСВ,
которые явно не укладывались в модель ЧСВ, описываемую эмоциональными ловушками
и стереотипами, либо укладываются, но с большой натяжкой. Собственно, практика
№3 дает более точный и детальный анализ ЧСВ. Это ее несомненное достоинство,
есть, конечно, и недостатки - о них чуть позже.
Смысл применения этой практики можно описать следующей аналогией: есть
какое-то сложное многомерное образование ЧСВ, мы берем и проецируем его на 5
плоскостей (установки, реакция, ожидание, устремление, отношение) и детально
изучаем полученную проекцию. Практика показывает, что ЧСВ, если оно имело место
быть, не ограничивается каким-то одним проявлением (внешним или внутренним), но
имеет сложный комплексный характер, как правило, затрагивающий все 5 изучаемых
областей, т.е. проецирует себя на все плоскости сразу. Впрочем, проецирует себя
на каждую из плоскостей в разной степени выраженности, т.е. определенные
ситуации ЧСВ легче и отчетливее видны на каких-то отдельных плоскостях.
Разберем простой пример. В качестве рабочего материала - одно из моих
проявлений ЧСВ. Было замечено и отслежено давно, но понять и разобрать его я
смог только сейчас, использую данную практику.
Итак, пример. Я оставляю какие-то сообщения на форумах - ответы на чужие
сообщения, свои соображения и т.д. Как правило, я считаю их достаточно
интересными, полезными и, безусловно, глубокими по содержанию :). Потом я
начинаю ждать ответ на свои сообщения. Иногда это выглядело особенно забавно,
через каждые 5-10 минут я мог заходить в инет, чтобы проверить, не было ли
ответа на мой пост. И чем дольше не было ответа, тем больше меня это напрягало.
Испытываемые чувства в те моменты: нервозное ожидание, раздражение,
разочарование, иногда даже обида (если на сообщения так и не отвечали).
Естественно, это не были истерики, а так, легкая степень проявленности данных
чувств, но, тем не менее, они были. Особенно неприятно было, когда мои сообщения
вообще игнорировали. В те моменты обычно появлялись мысли примерно такого
содержания: "или я оставил очень умное сообщение, и его просто никто не понял,
или какое-то очень глупое, на которое народ вообще решил не отвечать, или просто
меня игнорируют".
Думаю, этого уже достаточно для того, чтобы разобрать применение практики
№3.
1. Установки или убеждения. Обычно это несознаваемые и
слабоосознаваемые правила, которые у каждого есть в голове. В данном случае
несколько моих установок, непосредственно связанных с чувством собственной
важности, могли иметь следующее содержание: "обычно я говорю умные мысли", "на
мои умные мысли и речи люди должны реагировать", "когда на меня не реагируют,
значит, что-то здесь не так". Обратите внимание, все эти убеждения
непосредственно затрагивают "Я", т.е. интересующие нас установки (касающиеся
ЧСВ) так или иначе будут крутиться вокруг "Я", своей личности, своей самооценки,
своей самоидентификации и т.д.
Естественно, что все эти соображения относительно моих установок - не более
чем гипотеза, которую можно и нужно проверять в других ситуациях. Если
перечисленные выше установки имеют место быть в различных ситуациях (не
ограничивающихся одним лишь примером с форумом), тогда с некоторой степенью
вероятности можно предположить их действительное наличие.
Часто установки выражаются в виде самоограничений, т.е. "можно вот это и это,
а это нельзя", в виде "мне надо", "мне нужно", "я должен" и т.д. (об этом уже
шла речь в статье "Второй принцип сталкинга").
2. Реакция. Это достаточно очевидный момент, я среагировал
на эту ситуацию, она меня зацепила. Если бы мне было "параллельно", отвечают ли
на мои сообщения или нет, то, естественно, никакой реакции, связанной с чувством
собственной важности, и не было бы.
Если вспомнить про стереотипы, то в данном случае был весьма наглядный и что
характерно, стабильно повторяющийся стереотип "меня игнорируют - раздражение,
разочарование, обида" (повторяющийся не только в этой, но и других ситуациях).
На самом деле, здесь конечно больше, чем один стереотип реагирования, здесь
также присутствует несколько стереотипов восприятия: "мои умные сообщения",
"меня игнорируют", но в контексте данной практики их уместнее рассматривать в
области 5 - отношения и оценки.
3. Ожидание. С ожиданием здесь тоже все достаточно очевидно.
Разбор данного проявления ЧСВ демонстрирует мое ожидание того, чтобы "меня
заметили и обратили на меня внимание". Естественно это тоже относиться к ЧСВ. И
ровно также в центре внимания я сам. Синонимом ожидания является желание.
Уместно вспомнить здесь известное изречение Будды - "желания порождают
страдания", в нашем случае - вышеописанную реакцию.
4. Устремление или побуждение. Здесь ситуация несколько
сложнее. Также, как и в случае с установками, мы можем только строить
предположения, опираясь на смутные ощущения адекватности и объективности
интерпретации. Как мне представляется, в данном случае проявляются устремления:
"произвести собой впечатление", "продемонстрировать свои знания", "донести свою
умную мысль".
Обратите внимание, устремление "произвести собой впечатление" является, в
общем-то, довольно распространенным в нашем обществе, но проявляется оно у всех
по-разному и проявляется в зависимости от интересов и приоритетов. Если взять, к
примеру, женщин (в основной своей массе, хотя, конечно, есть и исключения), то
подобное устремление конкретизируется у них в области внешнего вида, косметики и
одежды.
Для меня, например, значимой является область знаний, и, соответственно, мои
устремления, касающиеся ЧСВ, так или иначе связаны с моими интересами, в данном
конкретном случае проявляется в виде устремления "продемонстрировать свои
знания".
Естественно также, что ожидания и устремления связаны самым непосредственным
образом, т.е. устремляясь куда-то там :), мы, естественно, что-то ожидаем.
5. Отношение, оценка. Здесь вроде бы все достаточно
очевидно: "мои умные сообщения", "меня игнорируют" - это и есть оценка и
отношение к происходящему, и опять в центре внимания я сам.
Еще стоит отметить, что основной причиной подобных "залетов" является слишком
серьезное отношение к самому себе.
Описанный выше анализ - "разложение по полочкам" - и есть способ применения
этой практики. Она тоже работает и дает неплохие результаты, однако у нее есть и
минусы. Собственно минус один - она довольно громоздкая в плане оперативного
реагирования в режиме реального времени. На нее нужно время и достаточный
интеллектуальный ресурс. Нужно время, чтобы "пораскинуть мозгами", и нужно
умение это делать. Надеюсь, что со вторым у вас все в порядке, с первым же...
Это хорошо, когда есть свободная минутка-другая времени и можно проанализировать
ЧСВ в соответствии с вышеприведенной схемой. А если нет? Тогда нам поможет
практика №4.
Практика 4.
Выслеживание чувства собственной важности через отслеживание любого из
следующих проявлений:
Это метафоры, которые очень точно описывают наличие ЧСВ. Смысл практики в
том, чтобы регулярно проверять себя на наличие любого из выше перечисленных
проявлений.
Пишу эти строки и понимаю, что рациональных аргументов не хватает, просто
попробуйте сами.
В тот момент, когда вы хотя бы смутно почувствовали за собой ЧСВ (вроде есть
что-то, но что не понятно), попробуйте оценить свое состояние - мысли и чувства
на предмет соответствия с любым из этих трех проявлений ("выдвигание себя на
первое место", "слишком много себя", "слишком серьезное отношение к себе").
Обычно они присутствуют все, хотя, может быть, какое-то из них будет более
заметным и очевидным в конкретной ситуации.
Эта практика весьма эффективна и проста в использовании, единственное, что
требуется для ее успешного применения, это некоторый опыт самовыслеживания.
Если не получается, попробуйте предыдущие практики. В этой статье они
расположены в порядке возрастания необходимого для их использования осознания и
опыта самовыслеживания.
Валерий Чугреев, 02.04.2006
Сергей
15.12.2008 12:33 Есть
подозрение, что относительно практики №4 также имеет смысл отслеживать т.н.
антипроявления - "выдвигание себя на последнее место", "слишком мало себя",
"слишком несерьезное отношение к себе". А вообще спасибо за статью и за данный
ресурс в целом.
Олег
26.12.2008 04:19
Здравствуйте. Скажите пожалуйста, вам не кажется что многие положения КК
близки с трудами японских воинов,"Будосёсинсю", скажем? "Самурай должен прежде
всего постоянно помнить - помнить днем и ночью, с того утра, когда он берет в
руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года,
когда он платит свои долги - что он должен умереть. Вот его главное дело... если
он живет лишь сегодняшним днем и не думает о дне завтрашнем, так, что стоя перед
господином и ожидая его приказаний, он думает об этом как о своем последнем
мгновении, а глядя в лица родственников он чувствует, что никогда не увидит их
вновь, тогда его чувства долга и преклонения будут искренними, а его сердце
будет исполнено верности и сыновней почтительности." И в "Хагакуре" ситуация
такая же. Мне думается что истина - одна. На каком бы языке она не выражалась.
Валерий
Чугреев 26.12.2008
15:49 > Олег > многие положения КК близки с трудами японских
воинов Что касается осознания смерти и, может быть, избавления от
жалости, то - да. Что касается избавления от чувства собственной важности, то
навряд ли. Я что-то не припоминаю упоминаний о том, чтобы самураи в массе своей
целенаправленно избавлялись от собственной важности (были исключения, но не
много). По описаниям как раз наоборот - это были очень важные ребята. И
тогдашняя японская культура жестко регламентировала социальную иерархию и
статусные привилегии, которыми охотно пользовались и рядовые самураи и дайме.
Если, например, простолюдин случайно задевал самурая на улице и уж не
дай бог задевал его меч, то самурай имел полное право убить того. Потом, не
стоит забывать о многочисленных дуэльных поединках, в которых кровью смывались
явные и мнимые оскорбления или выяснялся животрепещущий вопрос "кто круче". Так
что, я бы не стал идеализировать самурайскую культуру. Есть общие моменты с
тольтекским путем воина, есть и серьезные отличия.
valeron
19.02.2009 19:09 Прочитав
Вашу статью немного пришлось поулыбаться над собой!ЧСВ -это конечно же как
повязка на глазах,но и проявлять себя в жизни тоже как то надо,никуда не денешся
от этого!Нельзя же быть полным партизаном.Разве только в комплексе этого всего
прочувствовать ЧСВ как что-то пускающее твои силы в "трубу" и что-то "почти" Я
но не совсем!Чсв мне кажеться может где- то помочь избавится от себя же при
правильном подходе!
outself
02.04.2009 12:06 Спасибо!
чувствую удовольствие от актуальности, доступности изложения и ощущения
перспективы в практическом применении.(стрела в поле твоего чсв
Виталик
13.05.2009 16:07 Валерий,
здОрово. Я узнавал себя в твоей исповеди об ожидании реакции на форумные посты.
Это проблема, которую я вижу давно, но решить ее полностью пока не удалось.
Часто не пишу вообще, т.к. мотивом чаще всего является желание показать себя, а
не донести до людей важное. Сейчас конкретно пишу по двум причинам: 1) сказать
тебе спасибо за искренность (и этим потешить твое ЧСВ) и 2) продемонстрировать,
что тоже не лыком шит и "в теме прошаренный". Последние строки пишутся тоже
как рисовка своим осознанием. Просто если не руководствоваться всеми
этими мотивами, то и говорить часто ничего не нужно. Но выразить созвучность
мыслей хочется. Опять-таки - зачем это выражать? И почему хочется? Все тоже ЧСВ.
Виталик
13.05.2009 16:21 Теперь уже
по существу вопроса выскажусь. Приведенные Валерием практики хороши для анализа
и "отсекания голов гидры". А как эту гидру заморить, чтобы головы не
высовывались? На борьбу с головами уходят годы, а личность меняется медленно. На
текущий момент в какой-то мере действенной практикой вижу Хоопонопоно (можно
почитать книгу Джо Витале "Жизнь без ограничений"). Там принцип тот, что человек
реагирует и действует стереотипами. Выйти из-под стереотипов (а для этого
научиться видеть их) - значит придти к жизни по божественному вдохновению
(терминология Хью Лина), или жизни в "нулевом состоянии", оно же состояние
ментального безмолвия. Знаю людей с форумов, достигших этим путем кардинальных
изменений личности. Из авторов, раскрывших тему - Экхарт Толле и Шри Ауробиндо.
Сам в процессе Заторможенность
Будды уже появилась
dmrecords
14.12.2009 19:18 Граждане,
а в чем фишка, в чем "важность" выслеживания ЧСВ? Со стереотипами всё
понятно. Однако алгоритм выслеживания сам является стереотипом, в конце концов,
и тут возникает вопрос в его функции, основном смысле. Я пытаюсь понять конечную
цель, что есть человек победивший ЧСВ? Его мотивации в жизни. Что осталось после
усекновения всех "голов гидры"? Как такой человек действует, глядя на него через
призму эволюции - улучшение себя и своего потомства. Каковы критерии позволяющие
увидеть развитие? Лично мне видится некое существо пофигистической
направленности, в перманентной борьбе с самим собой. Есть ли существа в природе
достигшие освобождения от ЧСВ и какова их дальнейшая судьба, как индивидуумов в
социуме? Не хочу никого обидеть и тем более судить, надеюсь на понимание.
Ирина
17.12.2009 23:11 А
можно я тут тоже наслежу своим ЧСВ? Для меня, человека верующего (Православие),
но не вцерквленного, очень интересен сам факт изложения этой борьбы с ЧСВ. Я не
вижу для себя дальнейшего смысла в пути воина К.К., но именно этот путь борьбы с
ЧСВ прекрасно раскрывает основные позиции, изложенные в православных учениях
Святых Отцов. Может быть взгляд на одну и ту же истину, но под другим углом
зрения, дает мне более объективные суждения о форме предмета. Не даром сам Хуан
Матус, говорил, что желание учиться есть у многих, но сила сама находит
избранных. Желающие учиться, как треснувшие сосуды. Свиду прочные, а когда
наполняются - дают течь. Мое желание идти путем воина - это ли не само по себе
ЧСВ? Нет, огромное спасибо за статьи! Интересно. Смысл каждый чувствует сам.
Где-то внутри что-то притягивает ))) Познавать себя всегда имеет смысл. Ну как
я, сумничала или неочень? p.s. комментарий посвящается dmrecords
Тима
25.12.2009 11:30 Всем
спасибо! Ирина 17.12.2009 23:11 Ты Крута! Каждый встающий на Путь задает
себе подобный вопрос, но не каждый знает, что за него на этот вопрос уже
ответили. Каждый здесь и сейчас и на своем месте!
|