В последние годы проблема зависимости от религиозных организаций получила
широкое распространение в связи с расширением деятельности самых разнообразных
религиозных структур, в том числе и тоталитарных религиозных сект. Хотя
религиозная аддикция может развиться в рамках любой конфессии, наибольшим
аддиктивным потенциалом, безусловно, обладают секты, причем секты тоталитарные,
применяющие разнообразные психотехники при вербовке неофитов и во время
проведения религиозных ритуалов.
Большая часть людей попадает в секты в состоянии психологического кризиса,
отчаянья. Секты используют именно это состояние, чтобы «помочь» человеку
реализовать потребность заполнить душевный вакуум, снизить тревогу, обещая
быстрое и окончательное решение вопросов. Секты стремятся к контролю.
Посредником между Богом и членами общины выступает некий учитель, гуру, нередко
наделенный практически неограниченной властью. Религиозную зависимость как раз и
отличает устойчивая потребность переложить ответственность за свои
взаимоотношения с Богом на сильного наставника, учителя или старца, который
должен установить регламент взаимоотношений с Богом: что читать, что есть,
сколько спать. Иногда религиозная зависимость может скрываться за вполне
притягательными для определенного типа людей формулировками: «отсечь свою волю»;
«принести свою свободу в жертву Богу в лице наставника». Вряд ли человек без
воли и без уверенности в собственной ценности способен на какой-либо значимый
поступок. Но, попав в кризисную ситуацию, бывает, что он непрестанно ищет, кто
бы ему «дал совет», кто бы решил за него его проблемы. По мнению Ц. П. Короленко
и Т. В. Дмитриевой (2001), «сравнение изменений, происходящих в психике человека
в результате его участия в секте, с изменениями, возникающими при аддикции,
может проводиться и с количественной стороны, выражаясь в том и другом случае в
стремлении человека получать все больше переживаний».
Таким образом, религиозная зависимость, как и любая другая, становится одним
из способов бегства от тревоги, ответственности, необходимости решать свои
личностные и духовные проблемы. По мнению Ц. П. Короленко и Т. В. Дмитриевой
(2001), аддикция к секте представляет большую опасность, чем пищевая или даже
игровая зависимость, поскольку чаще вызывает психические нарушения
шизофреноформного характера у религиозных аддиктов.
Вместе с тем нельзя отрицать, что религиозные сообщества оказывают
существенную помощь при проведении реабилитационных программ с наркозависимыми.
Как показывают зарубежные исследования, введение в реабилитационные программы
алкоголиков и наркоманов тренингов, связанных с развитием духовности и
воспитания религиозного чувства, положительно оценивается как самими пациентами,
так и специалистами (Arnold et al., 2002; Cook, 2004). Опыт духовной
реабилитации наркозависимых успешно применяется и в нехристианских конфессиях.
Так, в Таиланде в буддийском монастыре Ват Тхамкрабок с 1957 г. проводится
успешная программа реабилитации наркозависимых, где, помимо общеукрепляющих
процедур, используются медитативные техники, а по окончании пациенты дают святой
обет никогда не принимать наркотики в будущем. Эффективность реабилитации у
прошедших программу составляет до 70% (Barrett, 1997).
Однако, на наш взгляд, следует различать реабилитационные программы,
проводимые традиционными конфессиями и тоталитарными сектами. Нужно признать,
что эффективность в плане отказа от употребления ПАВ в ряде сект выше, чем в
традиционных христианских реабилитационных центрах. Скорее всего, это связано с
тем, что, помимо аддикции общения и религиозной аддикции, формирующейся во всех
религиозных реабилитационных центрах, в сектах, использующих разные
психотехники, во время проведения богослужений у последователей возникает
измененное состояние сознания. Химические аддикты, особенно наркоманы, в прошлом
принимали наркотики именно с целью изменения сознания, поэтому подобные
«богослужения» вызывают у них мощное подкрепляющее действие, подобно наркотику.
Все это повышает аддикцию к секте, проводящей подобное «лечение». Так, активно
действующая в России Сайентология, созданная Р. Хаббардом, имеет свою антинаркотическую
программу «Нарконон», которая способствует устойчивому вовлечению в активные
члены наркоманов, разочаровавшихся в традиционных методах лечения и
реабилитации.
|